Из «Духовной биографии семьи Рерихов», написанной замечательным исследователем-рериховедом П.Ф.Беликовым, известно, что книга эта, составленная из записей, сделанных в течение нескольких лет, собралась воедино в Индии в промежуток между 1924 и 1925 годами, еще до начала трансгималайской экспедиции. Некоторые записи вошли в первую книгу, а некоторые — во вторую. Сам Н.К.Рерих писал своему секретарю Шибаеву в 1922 году: «Сейчас нам дано троекнижие: 1. Книга о власти-жертве, 2. Книга о радости, 3. Книга о молитве-подвиге. Вероятно, эти книги войдут во вторую книгу издания». Однако, как отмечает Беликов, «троекнижие, о котором упоминает Рерих, было включено в первую Книгу». Николай Константинович писал также Шибаеву непосредственно после того, как было получено от властей разрешение въехать в Малый Тибет: «Скоро кончится вторая книга и будет отослана печататься в Америку. В ней Вы найдете много практических Указаний. Она Вам даст пищу Духа надолго».
Книга была закончена в Индии в Кашмире, а вышла в свет в 1925 году в Прибалтике. Е.И.Рерих придавала второй части книги Листы Сада Мории исключительно большое значение:
«Озарение» является введением в Агни Йогу, и без ознакомления с нею многое остается неясным в Агни Йоге». Она стремилась издать ее как можно раньше, и на это были Высшие Указания, но не получилось: «Будем стараться не запаздывать с изданием книг. Ведь было сказано: «Если бы книга «Озарение» была переведена и издана раньше, «то и предательство не могло бы развернуться с такой силой».
Первая и вторая книги Учения тесно связаны между собой и по содержанию, и по форме, и, наконец, по общему названию. И Зов, и Озарение есть две части одной книги Листы Сада Мории. Поэтому внутренняя взаимосвязь этих двух частей необычайно глубока и прочна. Если Зов — это начало духовного пути человека по волшебному саду Любви и красоты, то Озарение представляет собой естественное завершение первого этапа восхождения. Логика соединения двух частей в одну книгу может быть выражена следующей мыслью: искреннее и бесповоротное принятие Зова рано или поздно завершается Озарением, ибо Учение — это Свет на пути, усиливающийся по мере приближения к его источнику. Само Учение свидетельствует о том, что Озарение даруется Свыше как награда за духовные усилия: «Зов Любви приносит ответ Возлюбленного чисто». Количественный объем Света, вначале воспринимаемого кандидатом в ученики как некая новая информация, затем как знание, и наконец, как духовная реальность, живущая в человеческом сердце, постепенно перерастает в новое качество, меняющее каждое сознание, которое соприкасается с этим сиянием. Душа, вбирающая в себя искры высших энергий, по мере продвижения все больше озаряется светом. Озарение, понимаемое как высочайшее духовно-мистическое состояние, предстает как Дар, посылаемый Учителем Свыше и, одновременно, как ступень, завоеванная учеником в его движении снизу вверх. Потому значительное место в нем занимает идея «дисциплины духа».
Многие учения прошлого и настоящего делали акцент на достижении высоких состояний сознания и не обращали должного внимания на условия подобных достижений. Вторая книга призвана раскрыть эти условия, без которых невозможно усвоение Зова и дальнейшее продвижение по тернистой тропе совершенствования. Преемственность Озарения по отношению к Зову выражает следующая мысль Учения:
«Первая книга звала к подвигу простоты, красоты и бесстрашия; вторая книга дает качества и признаки работы, утверждающей расширение сознания».
Именно дисциплина духа, столь необходимая для переплавки собственных недостатков, помогает высечь искры внутренних огней, озаряющих душу сиянием Высших Миров. Дисциплина духа невозможна без знаний о методах внутренней работы человека над собой, потому вторая книга развивает идеи первой, превращая духовно-поэтические воззвания Зова в науку трансформации личности.
Озарение содержит в себе описание ступеней познания мира, называемых «кольцами зоркости и слуха» и «кольцами восприятия». Даются намеки на то, с помощью каких методов возможно утончить сознание и пройти от начальных «колец» к самым высшим. Первое и решающее условие, обеспечивающее непреложный характер восхождения, состоит в принятии учеником четырех краеугольных камней Учения. Именно во второй книге Учение впервые формулирует эти четыре основания, или принципа.
Почитание Иерархии, Сознание Единения, Сознание Соизмеримости и канон Господом Твоим должны стать теми внутренними устоями (текст называет их также «канонами»), на которых зиждится все миропонимание ученика. Успешность усвоения этих четырех оснований во многом определяется тем, насколько прочно усвоил ученик три «ключа», овладение которыми сообщает его действиям непобедимость. Речь идет о качествах «простоты, красоты и бесстрашия», которые Учение определяет как «одежды духа». Читая Озарение, необходимо помнить, что впервые названные здесь три свойства являются «ключами» и к постижению данного текста.
Книга, состоящая из четырех частей, слагалась в течение нескольких лет и представляет собой сведйние воедино многих духовных записей, сделанных Рерихами. Некоторые записи не были включены в книгу, о чем свидетельствует как первая часть текста, начинающаяся с пятой(!) главы, так и извлеченный из рериховского архива и недавно опубликованный очерк Елены Ивановны «Огненный опыт» (1924). Он содержит в себе, наряду со знакомыми шлоками и сведениями, новый, никому не известный материал, перемежающийся известными цитатами из Озарения. Характерной особенностью второй части книги Листы Сада Мории является обилие легенд и притч, щедро разбросанных по страницам книги. Поэзия чудесных преданий прошлого, соседствующих с пророчествами о будущем, гармонично дополняет научные гипотезы и сообщения, периодически возникающие на страницах книги.
По сравнению с первой частью книги Листы Сада Мории, вторая часть отличается не только углублением начальных идей и постулатов, но и некоторыми формальными признаками. Так, на смену коротким афоризмам с проставленными датами приходят, в основном, гораздо более развернутые и пронумерованные высказывания, в которых даты отсутствуют. Цветистая и возвышенная стилистика, несущая в себе аромат древних знаний, соседствует с гораздо более трезвыми и спокойными отрывками. Значительно уменьшено количество всех личных обращений Учителей к Рерихам, в обилии присутствующих в первой части. Больше конкретики и технических подробностей, иллюстрирующих ту или иную мысль. Очевидно одно — текст усложняется, в то же время сохраняя первоначальный удивительно прозрачный и простой смысл.
Читать вторую часть книги Листы Сада Мории нелегко, хотя для многих конкретизация высоких идей первой части как раз и послужит привлекающим фактором. Во время чтения необходимо сохранить и приумножить высокий сердечный заряд, полученный при соприкосновении с первой частью книги, однако это начальное, во многом неофитское, романтическое устремление должно приобрести новые черты, связанные с бульшей, нежели раньше, зрелостью, ответственностью, сознательностью. Главное, что необходимо в себе воспитать на стадии работы с Озарением — вкус к самопреодолению и дисциплине духа. Потому в процессе чтения полезно мысленно отслеживать в самих себе мысли, чувства, побуждения и привычки, пронизанные нежеланием наложить на себя эту дисциплину. Зафиксировав и осознав свое ленивое, бегущее от дисциплины, своевольное «Я», человек должен постепенно побеждать его, и на месте данного психологического образования строить новое светлое и эволюционное «Я», способное к духовному восхождению.
Чтобы понять соотношение первой и второй частей книги Листы Сада Мории, полезно прибегнуть к следующему образу: если Зов можно условно отождествить с взлетом космической ракеты, устремленной к далекому и притягательному светилу, то Озарение по своему смыслу сходно с той стадией полета, когда ракета начинает отделять от основного корпуса хвостовую часть. Иначе говоря, это этап сожжения собственных недостатков, без чего невозможно дальнейшее движение.
Каждая книга внутренне связана не только с предшествующей, но и с последующей книгой серии. Поэтому в конце второй части книги Листы Сада Мории содержится прямое указание о том, что третья книга будет посвящена понятию Общины, весьма важному во всей идеологии Учения.