Чтобы ответить на вопрос — есть ли необходимость в объяснении символов Агни Йоги в данном путеводителе, полезно посмотреть, а что думает на этот счет само Учение? Книга Сердце подчеркивает роль символов в сознании преображения как цели бытия:
«Нет ничего удивительного, если движение физическое преображается в духовное. Не забудем символ преображение, в котором показано претворение физического бытия в тонкое. Множество символов явлено как вехи эволюции, но человечество принимает их отвлеченно» (§245).
В первой части книги Мир Огненный говорится о связи между земными и огненными символами:
«Можно заметить во всех Заветах, как под символами земными, обиходными скрыты великие понятия Огненного Мира. Разве город должен быть непременно земным, или корова должна непременно напоминать лишь о земных стадах, или молоко лишь земное, или змеи из земли? Можно найти множество таких напоминаний среди всех Учений. Причина их как в несказуемом понятии Огненного Мира, так же и в том, что писатели и читатели знали условные обозначения, забытые в веках» (§470).
А вот, что говорит следующая, вторая часть книги Мир Огненный о спасительной, предупреждающей роли символов:
«Если нужен был язык символа, значит сейчас был бы неполезен обычный способ сообщения. Тогда говорю — запишите символ и держите его в памяти, когда придет час приложения его. <...> Нужно полюбить спасительные вехи, которые вспыхнут в сердце при приближении событий» (МО, ч.2, §214).
«Можно и говорить, и писать о символе, но не следует, чтобы Учитель переменил символ на обычный язык. Мы не опаздываем предупреждениями, когда они необходимы» (МО, ч.2, §215).
И, наконец, несколько высказываний из книги Аум:
«Понятие символа ничто другое, как напоминание о знаке. Успех целых народов происходит под символом» (§126).
«Много обдуманных символов осталось для нашего понимания. Изучение символов дает понятие о глубине древнего мышления. Если редко находимы остатки старинных приспособлений, иначе говоря, аппаратов, то в символах можно усмотреть нечто гораздо более глубокое, нежели принято допускать» (§395).
«Следует очень внимательно относиться к символам. Они как сокровенные иероглифы хранят сущность великого Мироздания. Обычно люди не умеют обращать внимание на символы. <...> Символы, как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ. Потеря Знамени считалась поражением войска. Также пренебрежение к символам может лишить постижения невыразимого словами. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения. Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии» (§437).
Между тем, за всю историю исследования рериховского наследия к теме символов всерьез обращались только два человека: Р.Рудзитис в своей книге «Чаша Грааля» и Л.В.Шапошникова в нескольких публикациях, особенно в последней работе «Мудрость веков». Вспомнив обращение Учения к безымянному молодому ученому, решившего собрать из древних источников символы, связанные с огнем, а также призыв Агни Йоги «подобно пчелам собирать мед с разных учений», наш творческий коллектив решил, что объяснение природы символов Агни Йоги на страницах путеводителя, содержащего объяснения и примечания, будет очень полезно, ибо расшифровка символики всегда углубляет сознание и понимание Учения. Подобная работа позволит лучше понять сокровенный мир Учения, осознать связь Агни Йоги с предшествующими традициями и учениями, ибо многие древние символы в неизменном виде перекочевали на страницы Учения. Какому новому переосмыслению должны они подвергнуться в лучах Последнего Огненного Откровения? Попытка понять сокровенную символику Учения помогает лучше увидеть его огромное и богатейшее культурное пространство, прикоснуться к его гностическим пластам, наконец, позволяет лучше почувствовать мир самих Рерихов, для которых книга символов и Книга Жизни с ее священными знаками были необычайно близкими родственными понятиями.
Обычно энциклопедией символизма в теософско-эзотерической литературе называют «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской. Однако, четырнадцатитомная серия Агни Йоги, кстати, по общему объему превосходящую «Тайную Доктрину», также является энциклопедией символов.
Вводя в примечания путеводителя объяснения наиболее важных символов древних эзотерических учений, непосредственно пересекающихся с Агни Йогой, и рассматривая контекст, в котором символы существуют, мы очень хорошо осознаем, что, строго говоря, требуется отдельный специальный словарь символов огненного Учения. Потому мы рассматриваем наше работу как первый шаг к этой серьезной цели. Не вдаваясь в детали и подробности, можно уже сейчас в самом общем виде выделить особенности символики Агни Йоги, берущей свои корни от самых древних образов и символов различных культур.
Прежде всего, следует отметить синтетический характер многих символов, возникающих на страницах Учения и представляющих собой мощный сплав символических достижений Востока и Запада — Веданты, индуизма, буддизма, зороастризма, античных мистерий, египетского герметизма, розенкрейцерства, неоплатонизма, кельтской и друидической традиций, эзотерического христианства. Следует помнить, что символы Агни Йоги — это символы переходной эпохи от Рыб к Водолею. Она постепенно проявляет заложенные в ней тенденции и преодолевает прежнюю неопределенность и двойственность, во многом присущую Рыбам. Следовательно, и символы теряют свою амбивалентность и становятся более определенными, причем, как правило, они тяготеют к светлому началу, к духу. Символы Агни Йоги внутренне целостны, глубоки и онтологичны. Они имеют отчетливую космическую природу, и в них полностью отсутствует психоаналитическая окраска и внутренняя связанность с ядовитыми энергиями подсознания. Эти огненные символы относятся к сфере сверхсознания, к миру духа и потому нацеливают человека на внутреннюю работу по претворению их смысла. Они необычайно просты и насыщены огненной силой, мощным энергетическим зарядом, который помогает извлекать со дна человеческой души, дремлющие в ней внутренние символы, ждущий своего часа для проявления. Процесс овладения внутренними символами и сакральными огненными архетипами становится путем посвящения.