Примечания к части III.
271. Об этом интересном периоде своей жизни с 1988 по
1990гг. Андрей Кураев делится скупыми воспоминаниями: "Двухлетний опыт
пребывания в Румынии был для меня очень важен. Я видел нерусское православие
(а для меня православие - вселенская религия). Кроме того, Румыния - очень
религиозная страна, там сохранилось много церковных народных традиций. Самое
важное, что там произошло: меня рукоположили". (А.Кураев. Мужество
смирения).
272. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и
Советское государство в 1940-х - 1950-х гг. РХГИ, 1997.
273. Б.А.Филиппов. Государство и церковь: детерминанты и политика.
Москва, СТБИ, РХГИ, 1997
274. Б.А.Филиппов. Государство и церковь: детерминанты и политика.
Москва, СТБИ, РХГИ, 1997
274. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и Советское
государство в 1940-х - 1950-х гг. РХГИ, 1997.
276. Митрополит Филарет (Вознесенский). Письмо клирику
о положениив России. 26 июня\ 9 июля 1980 года.
277. Сегодня бывший марксистский религиовед Вячеслав Кураев
выступает запризнание благости Православия и идеи о Боге.
278. Татьянин день. #13 (август, 1997)
279. Кураев А. Мужество смирения.
280. Об уровне своего обучения в Бухаресте Кураев писал:
"Так, в учебнике по сектоведению (Diakon Petru David. Indrumar missionar),
по которому преподавали в Православном богословском институте в Бухаресте в
80-е годы, была целая глава о "страшной" русской секте
"иоаннитов", лидером и основателем которой был некий священник Иоанн
Кронштадский. Преподаватель сектоведения долго не мог поверить, когда я ему
пояснил, что тот, кого он считает ересиархом, уже прославлен как святой в
Русской Церкви". (Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998. С.205).
281. Кураев А. Мужество смирения.
282. Татьянин день. #13 (август, 1997)
283. Есть мнение, что помимо связей отца В.И.Кураева, в
рукоположении в сан и в представлении Патриарху сыграло не малую роль
непосредственное участие отца Иоанна (Экономцева), о чем отчасти упоминает
Кураев в книге "Оккультизм в православии". В частности он писал:
"...Публично я подтверждаю, что человеческие отношения между мною и отцом
Иоанном были теплые и - если отец Иоанн позволит так сказать - дружеские. Отец
Иоанн (Экономцев) - человек весьма много сделавший для меня в моей жизни,
начиная с тех пор, когда я еще был студентом духовной академии". (Стр. 56).
Замечательным в этом откровении Кураева явилось то, что предпослано оно было
последовавшим за этим "разносу" "прооккультистской"
деятельности Экономцева и возглавляемых им учреждений. Подобное называется в
просторечьи "ударом ниже пояса".
284. Кураев А. Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия?
М., 1997. С.3-4.
285. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.142
286. очевидно, - Флор[енский], - авт.
287. Розанов В.В. Собрание сочинений. Сахарна / Под
общ. ред. А.Н.Николюкина. М., 1998. С.52.
288. "И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь,
делай скорее (Ин. 13:26-27)" - примечание авт.
289. Розанов В.В. Собрание сочинений. Сахарна/Под общ.ред.
А.Н.Николюкина. М., 1998. С.19.
290. Правда, об ощущении России господином Дворкиным как
Родины нам ни из печатных работ, ни из его деятельности ничего не известно.
291. С 1985г., - т.е. с начала "перестройки", - авт.
292. О подобной направленности апологетики Кураева и
Дворкина подробно и аргументированно пишет Ксения Мяло в ее замечательной
книге "Звезда волхвов, или Христос в Гималаях" (2-е издание).
Например, она отмечает: "...по Кураеву и его единомышленникам
НТС'овско-власовского толка, на протяжении всей истории после 1917 года в мире
не было иного средоточия зла, кроме СССР. Как мы знаем, именно этот тезис
лежал в основании всей идеологии холодной войны, а вот теперь педалирование
ноты "СССР - средоточие зла" - это второй излюбленный прием
Кураева" (К.Мяло. "Звезда..." М., 1999, 2-е изд-е. С.197).
293. Антисемитизм отличает не содержание критики (безобразие,
оно в лице любoго исполнителя должно быть осуждено, вне зависимости от
национальности). Его главной отличительной чертой является дух ненависти,
издевательства и поверхностного анализа причин.
294. Шафаревич И.Р. Сочинения. Т.2. М., 1994. С.273
295. Шафаревич И.Р., т.2, с.264.
296. Прозелитизм редко бывает самокритичным. Тезис Дворкина
допускает управление со стороны РПЦ на территориях, находящихся за пределами
России. Но, как будет видно далее, подобное категорически не допускается для
других религий на канонической территории РПЦ.
297. Надо полагать, что действия РПЦ на традиционных
территориях буддизма и ислама в России (например, в Бурятии) необходимо
рассматривать, согласно методологии главного сектоведа Дворкина - также как
сектантскую деятельность?
298. Интересно отметить, что это говорит доктор философии по
средневековой истории, современный человек, около 15 лет обучавшийся на
либеральном Западе.
299. Мы хотели напомнить доктору философии о словах великих
подвижников, которые он видимо запамятовал:
Св. Василий Великий сформулировал: "Я - человек, но получил
задание стать Богом" или "Человек - это тварь, которая получила
повеление стать богом"; Псалтирь. Псалом 81. Стих 6: "
Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы"; От Иоанна святое
благовествование: "Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем:
Я сказал: вы боги?" (Ин. 10. 34). А вот слова св. Григория Паламы:
"Просвещенный светом, человек достигает вечных вершин... и уже здесь на
земле становится всецело чудом. И даже не будучи на небе, он соревнуется с
небесными силами в непрестанном песнопении; пребывая на земле как ангел, он
приводит к Богу вся-кую тварь". Св. Афанасий Великий: "Бог
становится человеком, чтобы человек стал богом". Максим Исповедник: чтобы
стать ипостасью, личность (prosopon) призвана "соединить любовью тварную
природу с нетварной... через стяжание Благодати".
300. А нам всегда казалось, что задача Православия не в
узкокорпоративном собственном восхвалении, а в несении людям проповедью и
личным примером благой вести Христа; что истина Православия живет не в Церкви
(как учреждении), а в сердце человеческом, проживай человек даже на
необитаемом острове; что Церковь небесная и есть объединение этих сердец во
вселенской любви, о которой говорил Христос, для которой несть ни эллина, ни
иудея; что Церкви земные, как опоры для Церкви небесной - и все они пред лицем
Бога, - равны. Замыкание истины в одной лишь Церкви, в конце концов, приводит
на деление мира на "своих" и "чужих", а затем и вообще на
избранных. Именно о подобном богемно-избранном псевдоправославии Кураева и К
пишет Ксения Мяло во втором издании "Звезды волхвов...".
301. По Дворкину, как он пишет: "движение с английским
названием "New Age" - "Нью Эйдж" ("Новая Эра")
как бы охватывет все секты" (А.Дворкин. Введение в сектоведение. С.20.).
302. Очередная выдача желаемого за действительное. Русскую
интеллигенцию апологеты зарубежной церкви 30-х годов называли сплошь масонской
(Новиков, Лопухин, Репнин, Куракин, Карамзин, Сперанский, Грибоедов, Пушкин.
Суворов и Голенищев-Кутузов были также масонами).
303. Замечательно, что подобная программа появляется в еще
недавно притесняемой Церкви, и звучит из уст бывшего диссидента, намекавшего,
что он был также "гоним" (причина, мол, его эмиграции).
304. Очередная "утка" Дворкина. Он даже не
потрудился заменить слово "полиция" на "милицию". На
судебном процессе 1997 г., на котором к нему был предъявлен иск от лица
нескольких "сект" (втянутых в судебный спор не менее одиозными
правдоискателями, чем г-н Дворкин), Дворкин так и не назвал подобных
"преступлений" обвиняемых им сект, совершенных в России. Вся его
логика была построена на принципе ответственности "детей" за
"отцов": кто-то и где-то за рубежом десяток лет назад был привлечен
к уголовной ответственности. При этом, поскольку для Дворкина все секты на
одно лицо (сатанинские), то пропагандистски он добивается эффекта
"причастности" всех "сект" какому-либо преступлению,
совершенному действительно преступной группой. Это чем-то напоминает обвинения
в начале века христианских общин в причащении "кровию убиенных
младенцев".
305. Необходимо также, на наш взгляд, одновременно
добиваться применения уголовной ответственности к отдельным антисектантским
борцам за клевету (вспомним выступление Дворкина с бездоказательными
обвинениями о подмешивании крови и спермы Сен Муна в бесплатно раздаваемые
конфеты), разжигание религиозной ненависти и нетерпимости, подстрекательство к
воспрепятствованию осуществления конституционной свободы совести,
подстрекательство религиозной организации к вмешательству в деятельность
государственных, в том числе, право-охранительных органов и т.д.
306. Выступая на съезде, Дворкин сетовал на отсутствие у
Центра Иринея Лионского церковной поддержки: юридической, моральной,
технической и материальной (с.13). Кто же тот заказчик музыки, который дает
деньги? Легенду о благотворительной помощи и гонорарах за труды самого
Дворкина, которые он жертвует Центру, можно оставить за несерьезностью. Кто на
самом деле заинтересован в недопущении возрождающейся в России духовности?
Ведь не на самоокупаемости же существуют "Голос Америки" в
Вашингтоне и радиостанция "Свобода" в Мюнхене?
307. Миссионерское обозрение #1/1997, январь
308. Предваряя обвинения в пристрастности к Дворкину по
мотиву "национальности", Александр Нежный информирует читателя, что сам по
отцу еврей. В этом смысле они с Дворкиным вполне на равных.
309. Александр Нежный. Уроки сектоведения. Московские новости, 12.01.1999.