Примечания к части II.
400. Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998. С.35.
401. Письма Махатм. Самара. 1993. С.182.
402. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.75
403. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.76
404. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.76
405. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.77
406. Согласно словарю иностранных слов, промискуитет - "предполагаемая стадия
неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе,
предшествовавших возникновению брака и семьи". Но ведь институт брака и
семьи появился за несколько тысячелетий до христианства и вовсе не
христианство обратило человека от "промискуитета" к браку. Если
"промискуитет" царит в сознании диакона, это не значит, что его
"промискуитет" имеет какое-либо отношение к Писанию и "никак не одобряется
Евангелием".
407.Визионер - от лат. visum, просмотренное. Термин "визионер" обычно
используется в не-гативном смысле, показывая людей беспочвенными
мечтателями или, в худшем случае, поло-умными. В церковной критике ряда
мистиков, которым открывался надземный мир (Данте, Д.Андреев и пр.)
наименование "визионерство" кроме прочего означает "поддавшийся в
лице-зрении иллюзорных картин искушению дьявола". Вместе с тем, огромное
количество канонизи-рованных церковью святых (как Восточной, так и
Западной) так же известны своими видeниями. Грань, отделяющая визионерство
от святого вuдения, действительно тонка и духовное открове-ние вuдения
определяется, как правило, не по "технике исполнения" (кто здесь
свидетель?), а по всему жизненному опыту и духовному авторитету конкретного
человека, наделенного подобной редкой способностью.
408. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.129-130
409. Павел Евдокимов. Женщина и спасение мира... Мн., 1999. С.94-95.
410. Правильное состояние духа (смирение, внимание, молитва). Из творений Святителя Игнатия Брянчанинова // О молитве Иисусовой (беседа старца с учеником). М., 1998. С.68
411. Правильное состояние духа (смирение, внимание, молитва). Из творений Святителя Игнатия Брянчанинова // О молитве Иисусовой (беседа старца с учеником). М., 1998. С.71
412. Правильное состояние духа (смирение, внимание, молитва). Из творений Святителя Игнатия Брянчанинова // О молитве Иисусовой (беседа старца с учеником). М., 1998. С.72
413. Преподобного Марка Подвижника. О законе духовном,
гл.84. Цит. по кн.: Правильное со-стояние духа (смирение, внимание,
молитва). Из творений Святителя Игнатия Брянчанинова // О молитве Иисусовой
(беседа старца с учеником). М., 1998. С.72
414. Откровения блаженной Анджелы. Перевод и вступительная статья проф. Л.П.Карсавин. "УЦИММ-ПРЕСС". Киев, 1996. С.43.
415. Patr. M. 150, 1281.
416. О богословии и воплощении Сына. Христ. Чт. 1835.
417. Patr. Mig. t. 117, 820.
418. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. С.227
419. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. С.253
420. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.132
421. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.134-135
422. Сублимация по Фрейду - отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой
цели получения удовольствия и продолжения рода и направление ее к
несексуальным (социальным) целям. (Словарь в книге: З.Фрейд Психология
бессознательного. М., 1990. С.446). Данный тер-мин позаимствован Фрейдом в
химии (а еще точнее - в алхимии каббалистов Левого Пути) и активно
использовался фрейдовской школой психоанализа, рассматривавшей сексуальные
силы в человеке основой его поведения и мышления.
423. Новый русский священник. Журнал "Медведь" # 3/27. 1998
424. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.136-137
425
Если в случае Мережковского, пропитанного духом авангардизма и имевшего
специфические взгляды на женщин и на свой, в частности, брак, приведенная
Кураевым цитата читателей мало удивляет, то резкость Алексея Федоровича
Лосева, известного философа, создавшего громадный труд по эстетике,
обескураживает в большей степени. А.Лосев (1893-1988) в своих
исследованиях был иногда невероятно детален. Посвящая огромный труд
античному символизму и мифологии, он анатомически детально обрисовывает
гомосексуализм древних греков. Особый натурализм проявился у Лосева в труде
"Диалектика мифа", когда он поэтически живописно и образно находит аналогии
между сущностью мужчин и женщин с внешним видом и упругостью их половых
органов. При всем при этом, никому никогда и в голову не могло прийти
обвинение ученого и глубоко верующего человека в пошлости и вульгарности.
Подобные вещи, о которых мы упомянули, не предназначались для широкой
аудитории и шли в контексте его общей манеры исключительной скурпулезности
и детальности рассмотрения любых явлений материального и духовного мира.
Сергей Земляной писал в работе "От систематики имяславия к эстетике
язычества": "На всю русскую литературу XIX в." он отыскал всего
"двух-трех духовных лиц и одного светского - Достоевского", с кем считаться
он полагал не ниже своего богословского достоинства. Прочую "рвань
богословскую и философскую" вроде Страхова, Тареева, Тихомирова молодой
суровый Лосев не дарил даже взглядом". Сам Лосев считал себя абсолютистом и
философом жизни, строящим философию жизненных явлений бытия, а свою
философскую систему называл "морфологически-выразительным объективизмом",
"историческим реализмом" (В.И.Постовалова). Будучи глубоко верующим, Лосев
близко разделял взгляды доктрины "имяславия", зародившейся на Афоне в
начале XX века и осужденной в 1913 году Синодом как ересь (в истории
остался как черный или имябожнический бунт). (Л.А.Гоготишвили). Но если у
Лосева приведенная Кураевым цитата этим и ограничивается в соизмерении с 50
печатными листами всей колоссальной монографии, то у Кураева на 15 печ.
листов его бесконечных цитирований других авторов - 14 страниц посвящено
молитвенно-медитационной эротомании. О Д.Мережковском писали:
"Д.С.Мережковский современный, новый человек нашего зыбкого времени. Он
сам себя не знает, не знает, что в нем подлинно и онтологично и что
призрачно и нереально... Силы веры в нем нет, он скептик, страшащийся
смерти, но перед людьми он всегда предстает с догматическими формулами
своих исканий веры, всегда напряженных и взволнованных" (Бердяев Н.А.
Философия творчества, культуры и искусства); "Целый ряд лет Мережковский
носился с мыслью создать некое неохристианство... объем его идеи укрывает в
себе не живую глубину, а мертвенно-рассудочную пустоту" (Ильин И.А.
Творчество Мережковского).
426. Миссионерство и миссионеры. Розанов В.В. Собр.соч. Около церковных стен. М., 1995. С.115-116
427. Кстати, если внимательно читать труды Блаватской и
Е.Рерих, в которых они говорили лично от себя, то они под изобличаемым
христианством понимали в большей мере католичество и протестантство, за что
Блаватская была ненавидима западными клерикалами и иезуитами,
преследовавшими ее при жизни и приложившими все силы, чтобы ее оклеветать.
Православие же (даже в тех церковных формах, которые существовали при
Блаватской в конце прошлого века и при Е.Рерих в начале-середине прошлого)
для них было священным и глубоко чтимым, несмотря на все усилия Кураева
доказать обратное.
428.
Блаватская различала: 1) Каббалу древних, имевшую в себе все ту же Тайную
Доктрину, присущую учениям всех религиозных истоков мира (и не являвшуюся
отнюдь монополией хал-деев или евреев); 2) Каббалу иудеев, сохранившую лишь
часть от этой Тайной Доктрины (в основном четверичный, материалистический
аспект, из семиричного аспекта описания мира); 3) и Каббалу европейских
оккультистов, составляющую оторванную от подлинной Доктрины смесь самых
разнородных оккультных догм, экзотерических знаний, мифов и просто
домыслов. Письменное изложение Зогара, особенно его комментарии, можно
отнести к некоему среднему состоянию между Каббалой иудеев и Каббалой
европейских оккультистов (см. Е.П.Блаватская. Зороастризм в свете
оккультной философии. В кн.: Е.П.Блаватская. Избранные статьи. Часть II.
М., 1996, с.143). В том, что касается "Зогара", к которому апеллирует как
средству низвержения уважаемый диакон, то у Блаватской в адрес этой книги
говорится: "Столь же несомненно, что Зохар, фрагментами которого
располагает Европа и другие христианские страны, не тождественен Зохару
Шимону бен-Йохай, а есть лишь компиляция, составленная в тринадцатом веке
на основе старинных текстов и устной традиции Моше де Леоном из
Гвадалахары, следовавший толкованиями... Подлинный, древний Зохар,
содержится в своей целостности только в халдейской "Книге Чисел", от
которой до нас дошли всего две или три неполные копии, хранящиеся у
посвященных раввинов". (Е.П.Блаватская. Избранные статьи. Часть II. М.,
1996, с.198).
429. Е.П.Блаватская. Тетраграмматон. В кн.: Е.П.Блаватская. Избранные статьи. Часть II. М., 1996, с.105.
430. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994. С.162.
431. "Также", т.е. вместе с еретиками; "православие никогда не видело в грехе первых людей какое-то сексуальное содержание" (Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. С.145).
Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. С.149.
432. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. С.149.
433. Комментарии и примечания М.А.Кравцова к кн. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994. С.162.258-259.
434.
О влиянии Луны на процессы деторождения и о возможности естественной
контрацептации при ориентации на фазы Луны древние знали тысячелетия назад.
Абу Рейхани Бируни в своем известном трактате "История Индии", написанном в
1030 г., писал: "...тот факт, что Луна влияет на жидкие субстанции... не
остается скрытым от жителей морских побережий и мореплавателей. Точно так
же не сокрыто от врачей и то, что Луна влияет на состояние соков [в
организме] больного и что наступление кризисов зависит от ее обращения; от
естествоиспытателей не скрыта связь жизнедеятельности животных и растений с
Луной; от людей опыта не скрыто, что она воздействует на костный и головной
мозг...; от земледельцев не скрыто, какое действие оказывает Луна на
поля.., более того, они даже определяют [по Луне] сроки сева, обработки
земли, посадки деревьев, оплодотворения и получения приплода от
животных..." и т.д. (А.Р.Бируни. Индия. М., 1995. С.307-308).
4.
4.
4.
4.