Примечания или толкования?

Другой важный вопрос, который следует осветить — это вопрос примечаний и комментариев. Хотя в приведенных цитатах Е.И.Рерих призывала авторов, пишущих на темы Учения, добавлять к приведенным цитатам из Агни Йоги собственные комментарии, понятно, что это занятие требует предельной осторожности. Вряд ли Матерь Агни Йоги одобрила бы такой подход, при котором точное изложение идей Учения и даже их творческое развитие превращалось бы в художественное самовыражение на эзотерические темы или чисто субъективное толкование текстов. В Учении неоднократно говорится о том, что мировые религии и древние духовные традиции находятся сегодня в кризисном состоянии во многом потому, что на них давит груз наслоений прошлого опыта, состоящих в том числе из обильных толкований, во многом утративших чистый дух Первоисточников. Именно по этому, глубоко ошибочному, пути полной свободы толкования канона пошло западное христианство в своей протестантской версии. В результате под тяжким грузом вековых наслоений оказались духовные сокровища раннего христианства с его нравственной чистотой и высоким гнозисом. И хотя Агни Йоге как учению новому и молодому подобная опасность переизбытка лжетолкований пока не грозит, о ней нужно помнить заранее, тем более, что появление различных комментариев на темы Учения — это совершенно неизбежный исторический процесс. Готовя данный путеводитель, мы исходили из того, что комментарии, какой бы широкий материал они бы ни привлекали, должны быть четкими и точными, и что нельзя переходить границу между комментариями и субъективистским толкованием текстов.

Несмотря на свою основную задачу — помочь всем заинтересованным людям в духовной и практической работе по изучению и применению Учения в жизни — данная симфония и путеводитель составлены таким образом, как если бы они предназначались для научного, выдержанного в академических традициях, издания Агни Йоги. Вначале идет более или менее развернутая аннотация к каждой книге, затем подробные примечания и, наконец, индекс всех слов или понятий. Будем надеяться, что времена появления такого академического издания Агни Йоги уже не за горами, и тогда наша работа пригодится для полного или частичного включения в него. Разумеется, эта работа не может быть законченной, и мы предлагаем всем заинтересованным людям подключиться к ней.

Вполне возможно, если Агни Йога будет откомментирована и издана в свет именно как литературный памятник, скептическое отношение к ней со стороны некоторых представителей ученого мира будет изменено в лучшую сторону. Станут более понятными древние корни Учения, его связи с сакральными знаниями.

При составлении примечаний и объяснений символов Агни Йоги мы пользовались следующей по преимуществу справочной литературой (в списке указаны современные годы изданий и переизданий): Е.П.Блаватская «Теософский словарь», М., 1994; «Мифы народов мира. Энциклопедия», М., 1992; «Мифологический словарь», М., 1991; Х.Керлот «Словарь символов», М., 1994; Дж.Купер «Энциклопедия символов», М., 1995; Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., 1996; Р.Генон «Символы священной науки», М., 1997; М.Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», Новосибирск, 1992; «Истоки Тайноведения. Справочник по оккультизму», Симферополь, 1994; Ф.Гудман «Магические символы», М., 1995; Д.Лауэнштейн «Элевзинские мистерии», М., 1996; Семира и В.Веташ «Астрология и мифология», Воронеж, 1994; «Мифы и легенды Америки», Саратов, 1996; «Славянская мифология. Энциклопедический словарь», М., 1995; А.С.Фамицин «Божества древних славян», СПб, 1995; «Теории и символы алхимиков», М., 1995; А.Леман «Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней», Киев, 1993; «Масонство в его прошлом и настоящем», М., 1991; Э.Леви «История магии», М., 1995; Фулканелли «Тайны готических соборов», М., 1996; М.Элиаде «Космос и история», М., 1987; М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 1995; М.Элиаде «Мифы. Сновидения мистерий», М., 1996; К.Г.Юнг «Архетип и символ», М., 1991; У.Эко «Маятник Фуко», Киев, 1995; Г.Шустер «История тайных союзов», М., 1996; Ю.Николаев «В поисках божества. Очерки истории гностицизма», Киев, 1995; В.Шмаков «Священная книга Тота. Арканы Таро», Киев, 1993; В.Шмаков «Основы пневматологии», Киев, 1994; В.Шмаков «Законы синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств», Киев, 1994; «Библейская энциклопедия», М., 1990; «Ислам. Энциклопедический словарь», М., 1991; Г.Бейли «Потерянный язык символов», М., 1996; «Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь», М., 1997; «Словарь. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм», М., 1996; К.А.Вильямс «Энциклопедия восточного символизма», М., 1996; Г.Дьяченко «Практическая симфония для проповедников Слова Божия», М., 1992; «Энциклопедия мистицизма», СПб., 1997; К.Г.Юнг «Психология и алхимия» М., 1997; Д.Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве» М., 1996; Д.Ф.Бирлайн «Параллельная мифология» М., 1997; В.Н.Топоров «Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в области мифологического» М., 1995.

Из литературы, связанной с теософской и агнийогической тематикой, помимо всех работ классиков (Е.П.Блаватской, Н.К. и Е.И. Рерихов) и трудов их последователей (А.Безант и Р.Рудзитис), составителям путеводителя в наибольшей степени помогли следующие книги: Л.В.Шапошникова «Мудрость веков», М., 1997; «Тематический Указатель по книгам Живой Этики», Рига, 1996; Л.Баркалов «Детерминированный сборник», Сан-Франциско, 1991. Особо следует отметить комментарии Д.Н.Попова к теософским и рериховским текстам, выходящим в издательстве «Сфера».

В процессе работы над симфонией с чисто структурной точки зрения мы ориентировались на трехтомное издание всей серии книг Агни Йоги (Самара, 1992), подготовленное Тольяттинским городским обществом Рерихов и Рериховским центром духовной культуры г.Самары. Хотя это издание не является самым полным текстуально и, как уже установлено, содержит некоторые ошибки и неточности, тем не менее, оно имеет самый большой тираж — сто тысяч. Его имеют практически все люди, интересующиеся рериховским наследием, и именно для них предназначена эта симфония. Надеемся, что она облегчит восприятие самых трудных мест Учения, объяснит непонятные слова и термины, поможет более глубокому усвоению Провозвестия ХХ века — этой величайшей Симфонии Космического Огня, чьи звуки уже слышны чуткому сознанию.

 

< Агни Йога >

 



| Белый Город | Библиотека | Беловодье | Духовная Россия |