Отче Сергий. Белуха внутри нас. Екатеринбургский финал
Спустя несколько дней после возвращения из экспедиции нас с В.Н. пригласили в Екатеринбург на семинар ОТ. По своим задачам и составу участников семинар представлял зрелище разнохарактерное, но в основе его лежала задача трансформации человека. Думаю, что организаторы семинара чувствовали интуитивно вызов придвинувшегося Апокалипсиса и, как они это понимали, поставили ту же задачу, которую ставит перед собой каждый глубоко верующий человек, - задачу покаяния, или преображения. Конечно, задача эта решалась очень специфическими средствами и в соответствии с духовными веяниями века. Семинар уже проходил в нескольких западноевропейских городах, теперь была выбрана Россия. Екатеринбуржцы приготовили для семинара санаторий, принадлежащий крупному предприятию, которое сдает его, увы, под различные массовые мероприятия. Нас съехалось 80 человек, половину составляли иностранцы: голландцы (самая большая делегация - 16 человек), швейцарцы, австрийцы, немцы, канадцы, итальянцы и др. Русские хозяева поставили дело с организационной стороны, на мой взгляд, превосходно - налаженный быт, обилие переводчиков, полная свобода и возможность самовыражения. Другое дело, самовыражение чего? Дальнейшие мои заметки - отнюдь не критика и не попытка самоутверждения, но частный взгляд на некоторые общие, я бы сказал, модные поветрия в области духовного саморазвития. Итак, ОТ - общая трансформация. Возможна ли она? Не только возможна, но это единственный способ выжить в условиях Апокалипсиса - преобразиться. Есть ли единая методика преображения-трансформации? В общих чертах есть: прежде всего, соблюдение этических заповедей, контроль за собственным психоэмоциональным состоянием, пост, молитва, медитация. Наконец, самое главное - устремление к избранному идеалу - Учителю. Эти составляющие присутствуют в каждой мировой религии и в каждом серьезном духовном движении. К сожалению, на семинаре они либо отсутствовали, либо учитывались в весьма слабой степени. Доминировали психоэнергетические новации, предлагающие ускоренный вариант самосовершенствования, не связанный с самоограничением. Тон на семинаре задавали иностранцы. Они продемонстрировали несколько типов аутотренинга, ребефинг (форсированное дыхание, имеющее целью ввести практикующего в трансовое состояние); другие участники, в том числе наши русские, провели уроки медитации на различных рисунках и символах. Кульминацией "духовной" практики явилось, не знаю, как его назвать, действо, что ли, под названием "вигвам". Действо провел американец. Вырыли в лесу яму, обложили ее камнями внутри. Вокруг ямы соорудили большой шалаш в несколько слоев веток и разожгли в яме костер. Вытопили "вигвам" как нашу русскую баню, "по-черному", а потом половина участников семинара устроилась в этом вигвамебане на ночное бдение. Разделись догола, обернулись одеялами и принялись совершать обряд самоочищения. Самоочищение состояло в том, что присутствующие потели и призывали духов природы унести все нечистое вместе с выделениями пота. Возможно, я неточно и неполно передаю этот древний обряд северо-американских индейцев, совершенный на уральской земле, поскольку мы с В.Н. в нем не участвовали. Сообщаю о нем со слов участников. Возможно, также, что американские индейцы достигали цели в подобных вигвамах. Но здесь мы с В.Н. зарегистрировали два явных случая "выпадения" из своей тарелки. Одна молодая женщина повела себя странно, куда-то исчезла, наконец, ее нашли в очень, скажем так, возбужденном состоянии. Другой человек, мы с ним познакомились еще до ОТ, после "вигвама" вдруг стал говорить, что изобрел универсальную теорию спасения человечества. Впрочем, через некоторое время и он, и молодая женщина, впавшие в экзальтацию, успокоились. На семинаре работал бар, дискотека. Шампанское продавали по 2000 р. за бутылку, по тогдашнему инвалютному курсу - 2 доллара. На Западе такая бутылка стоит, наверное, не меньше десяти долларов, а европеец, я давно это заметил, даже малопьющий, далеко не всегда может устоять перед дармовщиной. В последний день организовали прощальный ужин, где каждый пил сколько хотел. Один англичанин, потомок старинного аристократического рода, изрядно поддав, все пытался подлить в мой бокал виски ("Это лучший в мире виски, я привез его специально, чтобы угостить русских друзей") и обижался, что я не пью. "У тебя не русская душа, все хорошие русские пьют". Я объяснил ему, что представляю вовсе не лучшую часть русских. Но он не принимал мои объяснения и снова протягивал бутылку в пестрых наклейках. Танцевали до утра. Я вовсе не святоша, и сам в свое время, что говорится, погулял. Но знаю: путать Божий дар с яичницей не просто пустое опасное дело. Пока ты несмышленыш, с тебя и спрос такой. Но если ты встал на путь серьезной духовной работы - будь внимателен и осторожен. Все эти вроде бы невинные игры - ребефинги, аутотреннинги, визуализации, а тем более выпивка, - образуют в душе опасные щели, куда может влезть всякая нечистая сила. Что такое, например, "вигвам"? Ты сидишь в этом варианте парной, потеешь, и вместе с потом из тебя выходит грязь. Что ж, доброе дело, и потей себе на здоровье. Но тебе этого мало, ты зовешь на помощь духов, чтобы соскоблили с тебя еще и душевную грязь. А знаешь ли ты, какого духа в себя впускаешь? Что если он залезет, а назад выходить не захочет? Сам ведь впустил! Или возьмем релаксацию. Она означает физическое и душевное расслабление. Ты останавливаешь поток мысли - этого главного пожирателя нашей энергии - и концентрируешься, скажем, на образе розы. На какое-то время ты чувствуешь умиротворение, прилив энергии и другие приятные чувства. А теперь представь, какой-нибудь элементал (дух природы) или еще хуже - развоплощенный злобный дух принимает обличие розы и входит в тебя. Думаешь, я перестраховываюсь? Но опытные в молитве старцы рассказывают, что духи зла иногда принимают облик самого Иисуса Христа и являются подвижникам, когда те зовут явление Христа. А теперь представь, что ты молишься Христу о помощи России. Ты не зовешь никаких видений, ты просишь добра только своей родине. Христос и без тебя знает, что ей нужно помочь. Но ты своей просьбой вливаешься в поток Благодати, сам становишься помощником родине. А Благодать - это такое силовое поле, говоря языком науки, где не могут тебе мешать никакие примитивные духи, тем более - духи злобы. Секрет настоящей духовной работы очень прост. Но это трудная простота. Она требует забвения личных нужд и привязанностей и переключения устремлений в сферу надличную, иначе говоря, к Богу. Тогда в жизни человека происходят удивительные перемены, ему не нужно тратить силы на решение личных проблем. Совет Христа - жить как птицы небесные и не заботиться о завтрашнем дне, ибо этот день сам решит свои заботы, - становится реальностью. Отказ от личного "я" во имя "Я" надличного оборачивается "праздником, который человек всегда носит с собой". Автор последних слов американец Хемингуэй до самой старости делал противоположное, он искал праздника в ублажении личности: в возлиянии шампанского, охоте на зверей, в кулачных боях и утехах с красивыми женщинами. Он очень преуспел во всем этом и замечательно описал свой "праздник" в книгах. Но к 62 годам Хемингуэй, по его словам, израсходовал весь "бензин" жизни. Он стал искать смерти. И кончил свой праздник тем, что засунул себе в рот два ствола охотничьего ружья. От красивой головы писателя остались только кровавые обломки. Хемингуэй любил повторять что он "нокаутировал" Мопассана, Флобера, кого-то еще из западных писателей. Своими боксерскими образами Хемингуэй хотел сказать, что превзошел в писательском мастерстве многих. По его признанию, ему не удалось "нокаутировать" одного Льва Толстого. Не будем спорить, какое место в писательском пантеоне занимает Эрнест Хемингуэй. Конечно, не последнее. Но его "весовая категория" в сравнении со Львом Толстым просто несоизмерима. Дело не в писательском мастерстве, дело в жизни. Хемингуэй как человек катился в бездну, Толстой поднимался на "Белуху". Русский писатель в молодые годы тоже предавался разного рода жизненным утехам. Он и охотился, и воевал, и пил, и имел много любовных связей. Но, женившись в тридцать лет, совершенно переменил образ жизни. Сначала это примерный семьянин и замечательный труженик. Затем период долгих исканий, знакомство с мировой религиозной мыслью, свое осмысление Евангелия. Оно отличалось от церковного понимания, и Толстой объявил войну церкви. Но под конец жизни понял, что хватил лишнего, что церковь тоже имеет свои глубины, и отправился к старцам для примирения. В годы, до которых Хемингуэй не дожил, Толстой обронил интересную фразу: "Я никогда не думал, что старость так прекрасна". Это заявил человек, который с молодых лет узнал славу и вкусил все самое лучшее, что может вкусить в этой жизни мужчина. Он умер спокойно, его последние слова 6ыли загадочны для нас, но очень понятны для буддиста: "Все... довольно проявлений". Пример Толстого и Хемингуэя, мне думается, лучшая иллюстрация русского и западного пути в духе. Одинаково могучие на старте индивидуальности бежали сначала рядом, а потом устремились в разные концы. Обо всем этом я пытался говорить на семинаре, когда обсуждались проблемы абортов, сексуальной гармонии, а она больше всего заботила наших западных коллег. Второе место среди фрустраций занимали профессиональные и общественные стрессы, от которых люди пытались избавиться с помощью визуализаций и концентраций. Но когда я пытался объяснить, что лучший способ освободиться от личных тягот - не заботиться о них вообще, меня могли понять только русские "семинаристы". Когда же я говорил о молитве за Россию, мне возражали, почему не за ЮАР или за Австралию? Тогда я замолчал, решив, что проповедник из меня никудышный. Все же на одной игре, где каждому после очередных телодвижений и обниманий было предложено высказаться по поводу наиболее важных проблем, я опять взял посох (это входило в ритуал игры) и произнес такую речь: - Дорогие западные друзья! В первую очередь обращаюсь к вам, потому что вы гости страны. Мы вместе с моим другом В.Н. ценим ваш приезд в Россию, вы ведь приехали не за выгодой, но поучиться, как вы говорите, русской духовности и поучить своей нас. Простите меня и моего друга, что мы мало принимаем участия в ваших спиритуальных, как вы называете их, играх и что мы не столь открыты, на ваш взгляд, как остальные участники. Но жестокие игры жизни и нелегкие опыты ее приучили нас к сдержанности. Если мы не обнимаемся и не целуемся, как остальные, это не значит, что мы не любим вас. Мы готовы также поучиться у вас, в первую очередь, вашей западной деловитости и организованности. Нам, русским, не хватает этих качеств, нас могут, как детей, облапошить, украсть идею и материю, потому что мы своевременно не можем одеть первую во вторую. Да, мы наивны в некоторых вопросах, как младенцы, но далеко не все из нас несчастны. Вот вы здесь все говорите о неурядицах жизни, о стрессах, сексе и других ваших проблемах, которые вы пытаетесь компенсировать спиритуальными упражнениями. Перед вами счастливый человек, которому такие упражнения не нужны. Да, я счастливый человек: есть крыша над головой и другая крыша - за городом, с небольшим земельным участком, где я выращиваю все необходимое. У меня двое детей, которые определились в жизни и материально, и духовно. Я выслужил пенсию. Удовольствия жизни, которые заботят многих, для меня уже не играют большой роли и в силу возраста, и в силу других причин. Главная из них, что я нашел Бога, поэтому - доживу ли до отведенного мне срока или, благодаря административным талантам наших нынешних властей, отправлюсь к Всевышнему досрочно, - это для меня уже малоинтересно. Но я не могу быть счастливым и незаинтересованным, видя, во что превратили мою великую страну. Вы, западные люди, вывозите из нее нефть, рыбу, золото, драгоценные камни, иконы - все самое лучшее, а взамен этого привозите "королевский спирт", сигареты, жевательную резинку. Конечно, лично вы чисты, этим занимаются наши, русские. Они продают наших девушек в ваши публичные дома, наших неродившихся младенцев, чтобы сделать крем для ваших красоток, а вы сбрасываете нам ваши промышленные и атомные отходы и отходы вашей культуры. Посмотрите, какой западной грязью измазаны экраны наших телевизоров. Скажете, сами покупаете дрянь, предназначенную для третьих стран. Но где ваш первый киносорт? Я смотрел "Крестного отца", получившего несколько престижных премий. По форме это, конечно, выше, но по духу - та же киномакулатура насилия. У нас в "совковый" период тоже была снята картина об уголовнике - "Калина красная". Но сколько же в ней человечности. Вы возразите, что не можете быть ответственны за свое правительство, за своих бессовестных дельцов и кинопродюсеров. Давайте поговорим об экспорте вашей духовности. Вы привозите нам "восточные" методики самоусовершенствования с клеймом: "Мade in USA, Germany, Italy". А знаете, сколько у нас свихнувшихся на этих методиках? Возможно, ваши холодные западные мозги безболезненно выносят ребефинги и релаксации, но наши славянские души - они ведь скроены по-другому. Пощадите дикарей! Вы ведь в глубине души считаете нас таковыми. Мы действительно, как тундра, очень уязвимы для траков западной цивилизации. Я взял этот посох не затем, чтобы вас обличать. Не кривлю душой, люблю вас всех и потому говорю эти горькие слова. И сам я ответственен за все грехи моего народа, за тот великий хаос, который посеян в нем и откуда этот хаос может детонировать на весь мир. Давайте же что-то делать, а не копаться в маленьких личных проблемах. Чем больше будем в них увязать, тем меньше толку. Вот по какой причине мы с В.Н. не участвуем в ваших играх. Мы никогда не достигнем внутреннего комфорта, пока хаос захлестывает Россию - ни мы, ни вы. Потому зовем молиться за нее. Некоторые из вас полагают, что молитва за Россию имеет националистический привкус. Но все вы без исключения и другие духовные люди Запада в один голос говорите, что у вас единственная надежда - Россия и ее духовное возрождение. Помогите же русскому возрождению. Префикс "воз" означает продолжение некоего процесса, вторичное рождение. Россия имеет мощные духовные корни, связанные с Православием и нашей культурой. Восточную прививку, которую вы пытаетесь сделать нам, давно и успешно осуществили русские люди - Рерихи. Что вам известно обо всем этом? Я расспрашивал пасторов, приезжающих в Россию для ликвидации нашей религиозной безграмотности, о Сергии Радонежском, о старцах Оптиной Пустыни. Их информация в данном случае оказалась на нуле, уже не говорю о попытках использовать православный молитвенный опыт. Не сомневаюсь, что вы искренне хотите помочь России. Самая лучшая помощь, которую можете оказать, - это понять нашу страну и ее народ. Понять корни России, откуда растет это мощное древо. Нам не нужны ваши займы, ибо на каждый данный вами доллар из страны вывезут десять. Нам не нужны ваши технологии, потому что у нас есть свои и лучше, а скоро весь мир вообще перейдет на принципиально новые технологии. И без советов, как возродиться духовно, мы тоже обойдемся. Оставьте нас в покое, - это будет лучшая помощь с вашей стороны. Перестаньте поддерживать наших материальных и духовных компрадоров. Поверьте, мы сами найдем выход из тупика и для себя и для вас. В том числе на путях всеобщей трансформации. Эта моя речь произвела иное впечатление, чем предыдущие. Мне впервые поаплодировали. И вообще мы с В.Н. почувствовали, что отношение к нам заметно потеплело. Думаю, не только из-за речи. Во все дни семинара мы молились за участников, за то, чтобы все прошло хорошо. В некоторые моменты, когда эмоциональная обстановка находилась на грани истерии, мы молились непрерывно. И люди, конечно, чувствовали нашу молитву, народ здесь собрался тонкий. А волны молитвы обогревали даже змейку на Алтае... Расставание было сердечным. У многих блестели слезы в глазах. Бритый под буддийского монаха Френсис из Швейцарии обнимал Таню из Екатеринбурга, а его жена Сюзанн повисла на плечах у Володи из какой-то сибирской глубинки. Русское сердце, великое русское сердце! Щедрое на благодеяние, скупое на благоприобретение. Тебя теснят, ты отступаешь, сжимаешься, впадаешь в комплекс неполноценности. Может быть, ты достаточно пожило на свете и время уступить место другим сердцам? Но кому? Затрещало одеяло советской империи, затрепыхались в суверенной эйфории его лоскуты. Но скоро эйфория сменилась у иных ужасом, у других дискомфортом, без России воздух свободы оказался слишком морозным. Пока под одеяло можно вернуться. А что будет с миром, когда наша страна исчезнет совсем? Если появятся новые чингисханы, наполеоны, гитлеры? Говорят, сущность уроков истории состоит в том, что их никто никогда не усваивает. Так же, как и многочисленные пророчества. Еще говорят, что Бог терпелив, но терпение Его не безгранично. Наконец, говорят, что ждать осталось недолго. Потерпи еще немного, русское сердце. Разрушители и разрушаемые сметены будут. Потерпи. Гордыня тебе не страшна, но страшны уныние, нетерпение, ярость. И потеря достоинства. При всех моих чувствах к России я предпочел бы помолчать и остаться при них, если бы не ужасающая реальность ближайших лет, предсказанная многочисленными пророками от древнеегипетских до современных. Реальность эта такова, что придут в движение материки, как лед на весенней реке. Переместятся магнитные полюсы, хлынут воды океанские на побережья ряда стран. И великие переселения народов, уже случавшиеся в прежние эпохи, вновь потекут по землям, только не в сторону запада, но в восточном направлении, в Россию. Хотим ли мы, чтобы этот процесс принял хаотический характер и вновь торжествовало право грубой силы, в Новую Эпоху бесперспективной? Или надеемся на относительно упорядоченный характер рождения Новой Земли и Нового Неба? Не будет на этой Земле и под этим Небом избранных на зазнайство и господство, смешны и жалки будут религиозное, национальное и иные разделения - "мой папа лучше". Выше будет тот, чей поклон Богу и людям окажется ниже. Сегодня - это Россия. В поезде "Екатеринбург-Новосибирск" мы возвращались домой. За окном вагона шел дождь, проплывали поля, на которых люди убирали хлеб, овощи. Мы проезжали большие и малые города, где дети шли в школу, взрослые на работу, пенсионеры в хлебные магазины. На остановках хмурые лица, безрадостный российский "маркетинг". Ну улыбнись, бабушка! Пусть твоя голова не вникала в проблемы приближающегося, а по некоторым сведениям уже наступившего Апокалипсиса, но разве тебе привыкать? Разве душу твою не мучили черти, а руки не обслуживали многочисленных бесенят? И чем тебя может напугать светопреставление? Тем более что Апокалипсис - не торжество сатаны, но праздник Бога. А в русской душе в самые мрачные времена никогда не потухала улыбка Всевышнего. Смутно оформлялись строчки стихов, которые легли на бумагу уже в Новосибирске. * * * Мой друг, мой присмиревший русский рыцарь! Среди хамелеонов и ужей куда нам скрыться, где нам затвориться, как не в себя, не в собственной душе? Там места не осталось для иллюзий, испепелилась с ними и печаль. Но светится бильярдным шаром в лузе надежды нержавеющая сталь. О чем она? О том, что солнце всходит, что на исходе бесов торжество, что никогда, ни при какой погоде нет в мире, кроме правды, ничего. Все остальное - тени, тени, тени... За них цепляться - множить боль и грусть. Опять увязла в тине заблуждений поверженная демонами Русь. Что нужно ей и нам? Совсем немного и Вечность, без имен, без дележа. Воистину при жизни узрит Бога сама в себя ушедшая душа. * * * Ушедшая в себя душа моя, ты вовсе не пугливая улитка, ты всем печалям собственным - улыбка, чужой беде - надежда и маяк. Мы - клетки одного большого Тела. Служить бы да служить Ему, любя, но мы, как пауки, обезумело живем и бьемся каждый за себя. И подмывает речка на излуках терпенье самыx кряжистых берез, и Бог, как человек, в великих муках нас отторгает каждого поврозь. Да, никуда от Бога нам не деться, Мы все - из бесконечной той Реки. Да, Бог и Вечность - любящее сердце, Прощающее вечные долги. * * * Но если не простятся долги наши, и вал шестой подымет океан, и Ангелы прольют на землю чаши, как говорил апостол Иоанн, я верю, мой народ не сложит крылья среди еще неслыханных тревог, мы Божеские страсти проходили, нам преподали дьявольский урок. Нас без конца мутило и штормило и по своей, и по чужой вине. Мы ношу, предназначенную миру, несли за всех. И сил у нас вдвойне. Лукавые! Вам кажется, что плохи дела у нас. Но взвесит Судный День всю трагедийность сталинской эпохи, все шутовство сегодняшних затей. Засветятся, рассветные одежды седьмого дня во мраке трех шести терпения, смирения, надежды и красоты, чтоб крест свой донести! |
||||||
|
||||||
|