Духовная Россия Белый город Беловодье Алекcандр Владимиров Библиотека Карта сайта Контакты

поиск по сайту


Юрий Ключников Авторская страница Поэзия, публицистика, философские работы, духовные откровения, беседы о прекрасном, страницы жизни и творчества ПоэзияПублицистикаПути биографии
ПреемственностьН.М.Смирнов
(Дельфис #1 (13)/98, статья в сокращении)

Отец и сын: Юрий Михайлович и Сергей Юрьевич Ключниковы люди разных судеб, разных подходов к жизни. Несомненно, что объединяющее их кровное родство имеет духовную основу, которая не приобретается в одночасье, но долго взращивается. Оба они избрали трудный путь ученичества, оба в разных городах Новосибирске и Москве возглавляют круг сподвижников, оба литераторы. Ключниковылюди не праздные. Читая их книги, слушая их, убеждаешься в серьезности и основательности этих людей. И, конечно же, они интересные собеседники. Вот и наша беседа с отцом и сыном велась неспешно, была наполнена множеством размышлений, воспоминаний u свежих наблюдений. "Такие встречи необходимы", думал я, начиная работу над интервью, вспоминая отдельные эпизоды беседы. "Да, они необходимы многим", думается и теперь, когда работа уже окончена. Они нужны тем, кто сочувствует нашему движению, и тем, кто не признает его. Такие беседы сближают единомышленников, ломают границы между нами и миром.

Корр. Юрий Михайлович, расскажите о вашем пути в Агни Йогу. Кто был вашим наставником?

Юрий Михайлович Ключников. Вопросы философии интересовали меня давно. Я учился в Москве (это были 60-е годы), в одном привелигированном учебном заведении, где была великолепная библиотека. Два года моей учебы я потратил, главным образом, на изучение западно-европейской философии. В нашей библиотеке можно было прочесть тех авторов, которые значились в каталогах как запретные, таких как Шопенгауэр, Ницше, Сартр. В общем я не нашел ответа на вопросы, которые меня интересовали, у западных философов. Потом я подумал, что, может быть, живые носители западного образа жизни лучше понимают смысл жизни, знают, зачем живет человек на этом свете. В 1965 г. я, будучи на каникулах, устроился в Интурист переводчиком и, выполняя свои служебные обязанности, пытался осторожно выяснить интересовавшие вопросы у иностранцев. Но их реакция была примерно такая же, как у современных наших чиновников. Тогда у нас было время строительства коммунизма, а у моих иностранцев, как оказалось, смысл жизни заключался в вилле на Средиземном море, яхте и счете в банке. Долго я находился в состоянии разочарованности, пока однажды не случилось одно интересное переживание, и оно что-то во мне открыло. Я стал вести целенаправленный поиск. Вышел сначала на восточную и христианскую философию. В институтской библиотеке были очень хорошие книги по христианству. Так я познакомился с Добротолюбием, и то, о чем я прочел, оказалось ближе к тому, что меня интересовало. Позднее открыл для себя восточную йогу, в хатха-йогическом исполнении, дзен-будаизм, читал книги Шри Ауробиндо и, наконец, вышел на Агни Йогу. Это были уже 70-е годы. Агни Йога меня настолько ошеломила, покорила, что, как всякий прозелит, я стал размахивать этими книгами и восклицать: "Боже мой, есть ответ на все вопросы о смысле жизни! Почему люди не берут их на вооружение?" В это время я и мои единомышленники стали строить музей Н.К.Рериха на Алтае, в селе, в котором проходила месячная стоянка трансгималайской экспедиции Рерихов. Одновременно со строительством мы предложили Сибирскому отделению Академии наук программу для работы будущего музея как научной единицы, занимающейся вопросами философии, этики, морали, проблемами тонких энергий и многим другим. Реакция была совершенно неожиданной нас стали обвинять в религиозном идеализме. Поскольку я был выпускником отделения журналистики Высшей партийной школы, мне это не могло "сойти с рук". Два с половиной года меня терзали: исключали из партии, восстанавливали, требовали покаяния, отказа от своих взглядов. Я не покаялся. Всего я прошел через 70 (!) собраний и обсуждений. В общем пришлось худо, но эта негативная сторона жизни оказалась и полезной, поскольку, сдавленный со всех сторон, я имел только одну возможность идти по тому верному направлению, которое избрал. И эта прочистка мозгов способствовала более быстрому духовному созреванию. Учение помогло мне не сломаться. Меня уволили с работы, лет пять работал грузчиком на хлебозаводе, а потом началась перестройка, а с ней и другая полоса жизни. Меня стали приглашать в разные города на конференции, появилась возможность общения с единомышленниками в Новосибирске, я организовал там Центр Сергия Радонежского. Вы знаете, какое место занимает этот святой в Агни Йоге. Кроме того, занимался издательской деятельностью вместе с Борисом Андреевичем Даниловым в организованном нами же кооперативе "Алгим". Правда, позднее я увлекся другим делом, а Борис Андреевич продолжил свою работу выпуском книг "Грани Агни Йоги". С 90-х годов я проехал всю Россию от Дальнего Востока до западных городов, был на Украине, в Казахстане. Наш Центр связывают дружеские, деловые отношения со многими руководителями рериховских обществ в других городах.

Корр. А как вы познакомились с Альфредом Хейдоком ?

Ю.М.К. Однажды мне позвонил сын и сказал, что Хейдок живет на Алтае в городе Змеиногорске. В этот день у меня в гостях был человек, который уезжал туда же. Это было удивительное совпадение. Он поехал, нашел его, и уже после я сам съездил к Хейдоку в гости. В 1989 году Альфред Петрович по моему приглашению приезжал к нам в Новосибирск, на конференцию, посвященную 110-летию Е.И.Рерих и жил дней десять у меня. Мы много беседовали, и я имел возможность оценить этого чрезвычайно интересного человека. Он был одним из тех харбинских пассионариев, которые серьезно увлекались Живой Этикой. А.П.Хейдок и Б.Н.Абрамов получили посвятительные перстни от Николая Константиновича. Я видел перстень Хейдока.

Корр. А история перстня вам известна?

Ю.М.К. Нет, Альфред Петрович был на эту тему очень сдержан, единственно, о чем сказал мне, что перстень прошел с ним лагеря. В 1947 году Николай Константинович планировал вернуться в Россию вместе с Хейдоком, но заболел и скоро ушел, а Альфред Петрович приехал, прожил на свободе два года, был арестован, судим и отправлен в лагеря на Север. Он говорил, что не мог носить перстень на руке, поэтому прятал его на шнурке на груди. Удивительно, ни разу перстень не был отобран или украден. Всякий раз, когда охранники при обыске или ночные воры ощупывали одежду, руки их останавливались у груди или проходили рядом с перстнем и не касались его. Хейдоку во время ареста было 55 лет, поэтому на лесоповал его не послали, что, по-видимому, и спасло его от гибели. Вообще Альфред Петрович с юмором вспоминал то время. На мой вопрос, что больше всего запомнилось из лагерной жизни, он ответил: "Северное небо и северное сияние. Я запомнил изумительную северную красоту, а все страшное оставил там". Ответ настоящего агни йога!

Корр. Какие наиболее важные черты сегодняшнего рериховского движения вы могли бы выделить?

Ю.М.К. С 90-го по 97-й годы произошли очень отрадные события подошли сотни тысяч новых людей к Агни Йоге. Может быть, не все из них еще глубоко прониклись Учением, но читают, интересуются, увлекаются Агни Йогой, с большой симпатией относятся к ее идеям. И очень многие выросли уже. Если в 90-м году это были такие же прозелиты, как и я в 70-м, которые размахивали книжками и призывали: "Примите это новое Учение!", сейчас это серьезные люди. Они поняли совет Елены Ивановны Рерих о том, что нельзя быть миссионерами, на своем собственном опыте они пришли к этому. Сегодня около рериховских организаций и групп находится много сочувствующих: они не состоят в обществах, но очень усердно работают. То, что движение не только в ширину пошло, но и становится серьезной силой, отрадный момент. Наиболее интересно работают, на мой взгляд, рериховские организации за Уралом. Это естественно, ибо Сибирь регион будущего, там воплощаются самые перспективные сознания. Здесь, чаще чем в других местах, я вижу, как люди, которые не только идеологически насыщаются идеями Учения, но и практически работают, продвигая их в жизнь, находят контакты с местными властями. Например, Владивосток или небольшой город Юрга, Новосибирской области. Мне думается, что властные структуры начинают интересоваться новыми идеями. Среди проблем движения надо отметить прежде всего: разлад, взаимные нападки, взаимное недоверие, навешивание ярлыков, претензии на владение истиной рериховской, агни-йогической (если есть таковая). Ведь мы же знаем, что истина одна, она содержится в основе всех религий, но только в более или менее полном виде. Произошла инфляция многих идей, но в целом истина лежит в основе всех религий и философий. И то, что представители тех или иных религиозных или философских направлений пытаются объявить себя монополистами абсолютной истины, горькое явление. Печально то, что эта проблема существует и в рериховском движении. Похоже на "детскую болезнь", но она отталкивает от движения и Учения думающих людей, вносит сумятицу и очень засоряет духовное пространство. К сожалению, лидером подобных заявлений и разбирательств является Москва. Это не только мое мнение. В Индии, откуда наша группа недавно вернулась, в российском посольстве тоже говорят, что их беспокоит разъединение в рериховском движении. У меня нет рецепта, как добиться единства, но для начала надо прекратить обвинения, То есть, если ты не согласен с тем, как действует тот или, иной человек, не мешай, пусть реализует себя. Мне говорят: "Ну, а как он совратит, уведет других с истинного пути?!" В этой связи мне вспоминается один эпизод. В поездке наша группа побывала в Кулу , и там, просматривая библиотеку Николая Константиновича, я увидел среди книг труды Ледбитера, Безант. Елена Ивановна дала известную характеристику Ледбитеру и тем не менее она знакомилась с его трудами, держала их в своей библиотеке. Я представляю, если бы кто-то из теперешних ревностных сторонников чистоты рериховского движения увидел эти книги у меня, то, не сомневаюсь, осудил бы даже за то, что я держал их в руках. Сами Рерихи были людьми очень широких взглядов, имели знакомства в самых разных кругах. Так, например, в их библиотеке я нашел книги злейшего "врага" Учения Каменской. Конечно, работа с Агни Йогой требует огромной преданности, сосредоточенности, но это совсем не значит, что нужно стать человеком ограниченным, живущим с постоянной оглядкой. "Мир через культуру будет обновляться" эту за-поведь и надо исполнять, но не на словах, а на деле. Часто можно услышать известную фразу "от сердца к сердцу", которую произносит какой-нибудь внешне миролюбивый рериховец, а на самом деле не редко не искренний. Быть искренним не значит распахивать душу перед каждым встречным. Надо быть сдержанным, это понятно, но все-таки не быть лживым человеком-

Корр. Вы знаете, как официальная Православная церковь относится к Учению. Вы, по-видимому, знакомы с последними книгами диакона Кураева. Скажите свое мнение по этому вопросу.

Ю.М.К. Как говорится, на каждый роток не накинешь платок. Я, например, опубликовал свой ответ Патриарху Алексию II по поводу отлучения Рерихов и Е.П.Блаватской от церкви, где высказал свои идеи о тех процессах, которые идут в Православной церкви сегодня. Я писал, что претензии церкви на истину, на святость совершенно не обоснованны. В церкви идет та же коммерциализация, торгуют и сигаретами и спиртным под благими целями: мол, нужны средства на строительство храмов. Но это не те средства. У меня, тем не менее, очень почтительное отношение к православию в нем наши корни. Всем лучшим, что пришло из православия, мы всегда гордимся. Русская культура неразрывно связана с православием, поэтому наших отцов я не считаю устарелыми, и мы должны их уважать. Кроме того, меня связывают дружеские отношения с рядом священников и даже иерархов, которые не присоединились к общему хору травли и отлучению. Это свидетельство того, что есть здоровые силы в православии, которые действительно реализуют заповедь Христа о любви даже к врагам. А мы разве враги?! Мы должны нести идею Христа. Мы должны показать пример дружелюбия, христианского терпения тем, кто считает себя истинными христианами. Я думаю, это досадное недоразумение. И у меня даже есть внутреннее ощущение, что иерархи понимают, что они погорячились. Отлучать кого-то сегодня совершенно бесперспективное дело. От Бога никто не может отлучить, если только ни сам себя. Получается, что церковь отлучила себя от культуры. Рерихи это признанные авторитеты во всем мире, а Знамя Мира висит в Думе, в Организации Объединенных Наций, с ним летают в космос. Кстати, Е.П.Блаватская очень высоко ценила православие.

Корр. Расскажите о своей недавней поездке в Индию.

Ю.М.К. Я уже второй раз в этом году проехал по маршруту Калимпонг Дарджилинг Дели Агра Наггар Дхармасала; только сейчас мы не заехали в Дхармасалу, но зато побывали на перевале Ратанг. Через него проходила трансгималайская экспедиция Рерихов на высоте 4000 метров. Зрительских впечатлений масса. Мы открыли для себя в Аллахабаде неизвестные картины Н.К.Рериха. Их всего около 50-ти. Это не просто этюдные работы, а большие полотна. Побывали на святом месте, где сливаются реки Ганг, Джанма и небесная река Сарасвати. Посетили Тадж-Махал. Мало кто из рериховцев знает, что этот всемирно известный памятник культуры строил Шах Джахан, внук Акбара. Он, по некоторым сведениям, являлся воплощением Учителя К.Х. Его сооружение относится к XVIII веку, к периоду царствования Великих Моголов. Никакие репродукции не дадут даже приблизительного ощущения той красоты, которой проникнут каждый сантиметр грандиозной постройки. Изумительные впечатления остались от Гималаев. Совершенно прекрасно, но не лучше Белухи. На Алтае я получал даже более сильные впечатления, может быть, потому, что был в безлюдных местах, а здесь в обжитых районах Гималаев. Но я еще не был на Тибете, на ледниках. Конечно, мы много времени провели в Наггаре, интересовались состоянием усадьбы Рерихов, ремонтными работами. К сожалению, люди, которые там бывают, часто дают негативные оценки действиям индийских властей. Почему институт Урусвати превращен в зрелищное учреждение? Здесь выставлены подаренные музею картины, народные костюмы. На наши же вопросы индусы отвечали: "А где же ваши ученые, готовые продолжить идеи Рериха?" Таких ученых пока нет, и если они появятся, то, конечно, им будет открыта дорога в институт Урусвати, они будут допущены к его коллекциям. Думаю, что наша задача состоит в том, чтобы продолжить ремонтно-восстановительные работы в усадьбе Рерихов. Индусы вложили свои силы и средства на восстановление усадьбы, теперь надо подключаться и нам. Рядом с институтом Урусвати есть химико-биологический корпус, он нуждается в ремонте. По этому поводу мы вели переговоры в посольстве и с хранителями усадьбы, получили их согласие. Я не думаю, что в этом вопросе надо уповать на наше государство это дело чести для рериховского движения.

Корр. Какая последняя книга у вас вышла?

Ю.М.К. Называется она "Небесная Россия". Это небольшой сборник статей и стихов. (В 2000 г. в издательстве "Беловодье" выходит полный сборник стихов и статей Ю.М.Ключникова "Белый остров")


ПоэзияПублицистика

 

В нашей студии создание интернет магазина с нуля.





Rambler's Top100
2001-2011 © Создание сайта: Amicus Studio. Создание сайта